Музыка, я и даосизм или
Быть Бессмертным или быть композитором? Вот в чём вопрос
Я знала одного композитора, который изучал даосскую философию и даосские практики Бессмертия (вслед за ним я прочитала "Священную книгу оборотня" В. Пелевина, раньше я даже не подозревала о наличии таких книг).
Я по природе человек достаточно эмоциональный, мне казалось иногда, что какими-то своими словами я задеваю композитора "за его больное место", поэтому я достаточно часто извинялась за свои слова (на всякий случай). В ответ же от композитора получала, что он "никогда ни на что не обижается".
Некоторая его музыка мне казалась лишённой главных качеств западной музыки - эмоциональности, энергии, логики и целеустремлённости развития, она была холодна, рациональна, статична, слишком длинна и своими звукоизобразительными приёмами была похожа скорее на традиционную картину японского художника, даже не на музыкальную картину.
Композитор всё хотел начать учить меня даосской традиции (ему казалось, что моя эмоциональность - это плохо), наставить на Путь к Бессмертию, но что-то постоянно ему мешало. Это было приготовление омлетов, бритьё, запись своей музыки, занятия с учениками, семейная жизнь и т.д. Скорее всего, ему просто было не до меня ...
И вот я решила сама начать заниматься даосскими практиками для того, чтобы определить: а можно разве, занимаясь, например, практикой "остановки ума", воспринимать музыку так, как большинство людей западной традиции - т.е. эмоционально? Вообще-то, у меня есть одно свойство ума: иногда он отключается сам В НИКУДА, потом его выводит из этого состояния какой-нибудь звук. Наверное, это нельзя назвать практикой "остановки ума", ведь это же делается неосознанно. Поэтому ...
На прогулке по вечернему городу я решила отслеживать все свои мысли, не оценивать окружающую обстановку. И вот, взяв под руку мужа, я начала Путь. Поскольку прогулка была по улице, ранее изученной во всех деталях, не отвлекаться на эти детали не составило никакого труда.
Я видела огни города, но не оценивала, что это за огни, я видела силуэты движущихся навстречу людей, но не оценивала их, слышала звуки едущих по дороге машин, но даже не знала, что это машины. Было достаточно холодно, но я не мёрзла. Весь путь я ощущала, что я стою на месте, никуда не двигаюсь, лишь декорации вокруг меня очень медленно меняются.
Так я дошла до набережной, на которой располагается ресторан. Из него доносилась музыка, но что это за музыка, я поняла, только когда муж вывел меня из "забытья" каким-то вопросом (до этого музыка была для меня просто каким-то музыкальным шумом - как-будто играли на колокольчиках). Сначала я услышала тембр саксофона с аккомпанементом ударных и ноты этой музыки, только много позже смогла уловить "атмосферу" этой музыки.
Эта практика показала: если ты неуязвим для эмоций (а практика "остановки ума" учит именно этому), то музыку, трогающую сердце, написать невозможно, потому что "чувства молчат", а "энергия не выходит".